ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №2»
г. Иваново
  • Профильное направление: Русский язык

    Профильные классы

    Углубленный уровень преподавания русского языка направлен на изучение следующего материала:

    Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

    Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

    Основные функции языка. Социальные функции русского языка.

    Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

    Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

    Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

    Речь. Речевое общение

    Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

    Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

    Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

    Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

    Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

    Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

    Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

    Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

    Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

    Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

    Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

    Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

    Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

    Основные изобразительно-выразительные средства языка.

    Текст. Признаки текста.

    Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

    Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

    Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

    Культура речи

    Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

    Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

    Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

    Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма.

    Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

    Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

    Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

    Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

    Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

    Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

    Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

    Евлахова Светлана Владимировна.
    учитель русского языка и литературы

    Евлахова Светлана Владимировна

    Учитель русского языка

    Телефон

    +7(84932)33-23-68

    Электронная почта

    evlakhova.sv@yandex.ru

    Краткая информация о преподавателе профильного предмета

    Уровень образования, квалификация: Высшее. Филолог. Преподаватель.

    Наименование направления подготовки и (или) специальности: Ивановский государственный университет, 1997 г. по специальности «филология».

    Квалификационная категория: высшая квалификационная категория, приказ Департамента образования Ивановской области № 1560-о от 09.12.2019

    Профессиональная переподготовка:

    19.06.2017, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе «Специальное (дефектологическое) образование. Тифлопедагогика»

    Повышение квалификации:

    01.01.2020-01.02.2020, Сетевое издание «Центр дистанционного образования «Прояви себя»» обучение по программе Всероссийского дистанционного курса для педагогов «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (108 часов);

    21.01.2021- 11.03.2021, ГАУ ДПО Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» повышение квалификации по дополнительной образовательной программе «Преподавание русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» (108 часов).

    Общий стаж работы: 25 лет

    Стаж работы по специальности: 25 лет

    Награды:

    2017 г, Благодарность Ивановской городской Думы.

    2022 г., Благодарность Департамента образования Ивановской области.

    Наши достижения

    Высший балл на ЕГЭ по русскому языку в 2022г.- 85 баллов

    Наши достижения

    00
    высший бал на ЕГЭ по Истории в 2020 году
    00
    призеров и победителей муниципального этапа ВсОШ за последние 3 года
    00
    Победитель муниципального этапа ВсОШ по истории в 2020 году

    Учебники

    Математика -1
    Моро М.И. Волкова С.И. Степанова С.В.
    1-1 класс
    Школа России (под ред. Плешакова А.А.)
    Учебник "Математика. 1 класс" (в двух частях) авторов М. И. Моро и др. подготовлен в соответствии с ФГОС НОО и является составной частью завершённой предметной линии учебников "Математика" системы учебников "Школа России". Материал учебника способствует формированию у ...
    Математика -2
    Моро М.И. Бантова М.А. Бельтюкова Г.И.и др.
    2-2 класс
    Математика Моро М.И. (1-4)
    Учебник "Математика" входит в образовательную систему "Школа России". Материал учебника позволяет реализовать системно-деятельностный подход, организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной о...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie